Раз уж мы заговорили о диалектике и сюрреализме, стоит поговорить о небольшом эссе Фрейда "Жуткое", написанное в 1919 году. В нем Фрейд разбирает новеллу Эрнста Гофмана "Песочный человек" (кстати, самую престижную награду, которую за свою жизнь получил изобретатель психоанализа - литературная премия Гёте). Важная идея для фрейдовской эстетики (и для многого искусства последних ста лет) состоит в том, что жутко нам становится не от столкновения с чем-то неведомым, чужеродным, а, наоборот, с чем-то родным и очень знакомым (немецкий термин Фрейда Unheimlichkeit буквально переводится как "неродное", по типу русского "нежить", которая диалектично отказывается умирать и содержит жизнь в своем собственном имени). Так что призываю, вторя Магритту, смотреть на сюрреализм диалектично. А для этого нам поможет чтение небольших, мастерски написанных, леденящих душу текста. Эрнст Гофман "Песочный человек" (1817) http://www.lib.ru/GOFMAN/koppelius.txt и Зигмунд Фрейд "Жуткое" (1919) https://freudproject.ru/?p=723 , именно в таком порядке, т.к., если не читали Гофмана, то Фрейд вам все заспойлерит, а сюжет там закручен лихо. Pic: Marcel Mariën - L'introuvable, 1937

Теги других блогов: сюрреализм Фрейд эстетика